Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 Приморского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТО
Общим собранием работников
Образовательного учреждения
протокол №1 от 29 августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий ГБДОУ детского сада № 1
Приморского района
Мартынюк А.В.
(приказ № 52 от 02.09.2025)
С учетом мнения
Совета родителей (законных представителей)
Протокол №1 от 29 августа 2025 г.
Положение
об организации прогулок и проведении прогулки
в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском
саду №1 Приморского района Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящий положение об организации и проведении прогулки (далее – Положение) в
государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду
№ 1 Приморского района Санкт-Петербурга (далее -ОУ) разработан на основании
следующих нормативно-правовых документов:
✓ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
✓ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N
61573)»;
✓ Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
17.9.2013 № 1155;
✓ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11. 2022 г. № 928
✓ Уставом ОУ № 1;
✓ Локальными актами ОУ № 1.
1.2. Регламентирует порядок проведения и организации прогулок с обучающимися ОУ.
1.3. Принимается общим собранием работников образовательного учреждения, с учетом
мнения совета родителей (законных представителей) и утверждается приказом
заведующего.
1.4. Обязательно для исполнения всеми педагогам и помощниками воспитателей
образовательного учреждения.
1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового или выхода новых нормативно-законодательных актов.
2. Цели, задачи, место проведения прогулок
2.1. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в образовательном
учреждении.
2.2. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и
умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности
функциональных ресурсов организма.
2.3. Задачи прогулки:
✓ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
✓ способствовать повышению уровня физической подготовленности дошкольников;
✓ оптимизировать двигательную активность детей;
✓ способствовать познавательному, речевому, социально-коммуникативному,
художественно-эстетическому развитию детей.
2.4. Место проведения прогулок на прогулочных площадках, закрепленных за учреждением
и используемых для организации прогулок, расположенных по адресам:
✓ 197227, Российская Федерация, город Санкт-Петербург, внутригородское
муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга
муниципальный округ Комендантский аэродром, улица Байконурская , дом 19
корпус 3 литер А.
3. Требования к оборудованию и санитарному содержанию прогулочной площадки
3.1. Оборудование на прогулочных площадках должно соответствовать нормам
безопасности (иметь сертификаты качества оборудования).
3.2.1. Уборка территории входных зон проводиться до прихода детей в образовательное
учреждение.
3.2.2. Уборка прогулочных площадок проводится ежедневно: утром до проведения
прогулки или вечером после ухода детей, а также по мере загрязнения территории.
3.2.3. В зимнее время проводиться очистка прогулочных площадок от снега по мере
необходимости, территорию прогулочных площадок допускается посыпать песком
(солью), использование химических реагентов не допускается.
3.2.4. При сухой и жаркой погоде полив прогулочных площадок проводится не менее 2 раз
в день, сотрудником, ответственным за уборку территории.
3.3. Перед непосредственным началом работы учреждения, а также перед выходом на
прогулку 1-й группы детей, лицами, уполномоченными приказом руководителя
образовательного учреждения, проводится осмотр территории прогулочной площадки. При
обнаружении на территории прогулочной площадки неудовлетворительного санитарного
состояния, бесхозных предметов, автотранспорта, домашних и диких животных,
подозрительных лиц, низкого уровня освещенности и других факторов, несущих угрозу
жизни и здоровью детей, прогулка может быть временно отменена до особого
распоряжения заведующего образовательным учреждением.
3.4. В случае выявления на прогулочной площадке травмоопасного или сломанного
игрового оборудования, администрация обязана оградить данное оборудование сигнальной
лентой, вывесить предупреждение о запрете использования данного оборудования,
провести инструктаж с воспитателями о запрете использования данного оборудования при
проведении прогулок.
3.5. В случае выявления нарушений на прогулочной площадке, администрация
Учреждения обязана принять незамедлительные меры к устранению выявленных
недостатков:
✓ при обнаружении неудовлетворительного санитарного состояния необходимо
обратиться к сотруднику, ответственному за уборку территории для проведения
очистки территории;
✓ при обнаружении бесхозных предметов, брошенного автотранспорта,
подозрительных лиц необходимо обратиться в полицию;
✓ сломанного оборудования необходимо обратиться в обслуживающую организацию;
4. Требования безопасности при организации прогулок на прогулочных площадках,
используемых Учреждением
4.1. Ежедневно перед выходом детей на прогулку ответственным лицом образовательного
учреждения проводится осмотр территории прогулочных площадок на предмет
соответствия требованиям безопасности.
4.2. Перед выходом на прогулку работники образовательного учреждения, занятые
одеванием детей, должны следить, чтобы обучающиеся не оставались долго одетыми в
помещении во избежание перегрева, а также за исправностью и соответствием одежды и
обуви детей погодным условиям.
4.3. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы
территории прогулочной площадки.
4.4. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного
поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
4.5. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности
детей данного возраста, площадь прогулочной площадки, погодные условия.
4.6. Педагогам запрещается оставлять детей без присмотра, использовать в детских играх
острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
4.7. В случае самовольного ухода ребенка воспитатель должен немедленно сообщить о
случившемся заведующему образовательного учреждения.
4.8. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить
заведующего образовательного учреждения, родителей (законных представителей),
представителей медицинской организации, обслуживающей образовательного учреждения.
5. Требования к подготовке и возвращению с прогулки
5.1. Перед выходом на прогулку:
1) воспитатель организует беседу – инструктаж с детьми о правилах поведения на
прогулке или экскурсии.
2) воспитатель организует с детьми проведение гигиенических процедур.
5.2. Одевать детей при подготовке к прогулке необходимо по подгруппам (в летний период
всей группой), после воспитатель выходит с первой подгруппой детей на улицу, а
помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на
прогулочную площадку к воспитателю. При этом дети с ослабленным здоровьем одеваются
и выводятся на улицу со второй подгруппой, а заводятся с прогулки с первой подгруппой.
5.2.1. Требования к одежде детей (для родителей, лиц их заменяющих):
✓ в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный
момент, должна не перегревать и не переохлаждать детей;
✓ при колебаниях температуры от +3 до -3° С и слабом ветре одежда детей должна
состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной
куртки, брюк;
✓ на ногах утепленная обувь;
✓ при температуре от - 4 до -9°С детьми надевают зимнюю куртку или пуховик при
трех слоях одежды.
✓ при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев
одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней
одежды.
✓ в летний период во избежание перегрева родители (лица, их заменяющие) должны
обеспечить детей легкими головными уборами.
✓ Родители (лица, их заменяющие) знакомятся с требованиями к одежде детей на
прогулке на установочных родительских собраниях в начале учебного года.
5.2.2. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться алгоритма одевания:
в начале дети одевают колготки, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю
очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.
5.3. Воспитатель должен сверить количество детей с табелем при выходе на прогулку.
Передача детей возможна только родителям (законным представителям), либо иным лицам
на основании заверенного родителями (законными представителями) ребенка письменного
заявления, при условии предъявления доверенным лицом документа, удостоверяющего
личность. Передача детей несовершеннолетним лицам запрещена.
5.4. По окончании прогулки проводится повторная сверка количества детей.
5.5. После прогулки воспитатель организует с детьми переодевание в соответствии с
алгоритмом и проведение гигиенических процедур.
6. Требования к содержанию прогулок
6.1. Виды прогулки (по методике проведения):
✓ традиционная прогулка;
✓ тематическая прогулка, выстроенная по принципу доминирования вида детской
деятельности или являющаяся продолжением темы дня в образовательном процессе:
прогулки-походы; прогулки-наблюдения, развлекательные прогулки с персонажами;
прогулки-события; спортивные прогулки; прогулки – трудовые акции; прогулкиэкскурсии.
6.2. Традиционные прогулки с детьми должны состоять из следующих структурных
элементов:
1) наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление
разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
2) подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию
режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
3) экспериментирование с объектами неживой природы;
4) сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным
материалом);
5) элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;
6) свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется
на фоне самостоятельной деятельности детей.
6.2. Виды организации прогулок с детьми могут быть самые разнообразные, но их
обязательными составляющими являются совместная деятельность взрослого с детьми,
совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
6.3. Содержание прогулок определяется реализуемой в группе образовательной программы
дошкольного образования, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач, в
соответствии с календарно-тематическим планированием в каждой конкретной возрастной
группе.
6.4. В зависимости от содержания предстоящей прогулки воспитатель заранее готовит
необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности,
соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.
6.5. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на прогулке
может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не
перегревались.
6.6. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в
зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности. Если дети участвовали в
образовательной деятельности, требующей повышенной познавательной активности и
умственного напряжения, то вначале проводятся подвижные игры, затем – наблюдения.
Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с
наблюдения или спокойной игры.
6.7. Не допускается длительное пребывание детей на прогулке без движений. Особого
внимания требуют обучающиеся со сниженной подвижностью, малоинициативные,
которых следует вовлекать в подвижные игры.
6.8. Особенности организации прогулки в зимний период: − в холодный период года,
воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание
содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевания
носоглотки; - при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры
большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети
начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие
произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.
6.9. На протяжении всей прогулки воспитатель осуществляет постоянный контроль
деятельности детей.
7.Организация и содержание структурных элементов прогулки
7.1. Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.
7.2. При планировании наблюдений и экспериментировании воспитатель продумывает:
✓ оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения и исследовании,
размещение детей;
✓ приемы привлечения внимания детей (сюрпризные моменты, загадки, постановка
познавательной задачи, проблемная ситуация);
✓ приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия,
сравнение, использование детского опыта).
7.3. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать подвижные игры и
физические упражнения:
✓ на утренней прогулке:
- группе раннего возраста – 6-9 минут
- в младшей - средней группе – до 15 минут
- в старшей и подготовительной группах – до 25 минут
✓ на вечерней прогулке:
- группе раннего возраста – 6-9 минут
- в младшей - средней группе – до15 минут
- в старшей и подготовительной группах – 12-15 минут
7.3.1. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в
старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.
Проведение спортивных праздников.
7.3.2. Характер и продолжительность самостоятельной двигательной активности зависят:
✓ от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
✓ от индивидуальных заданий для воспитанников (в соответствие с тематическим
планированием).
7.4. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием
педагоги осуществляют индивидуальную работу по познавательному, речевому,
социально- коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию
детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
7.5. Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию
посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки в соответствии с
возрастом обучающихся.
7.6. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им
полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением,
осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
8. Требования к продолжительности прогулки
8.1. Прогулки с обучающимися проводятся ежедневно 2 раза в день: в первую половину дня
и во вторую половину дня – перед уходом детей домой.
8.2. Время выхода детей на прогулку определяется режимом дня каждой возрастной
группы, утвержденным приказом заведующего образовательного учреждения.
8.3. Общая продолжительность ежедневных прогулок составляет не менее 3-х часов. В
летний период – не менее 4-х часов.
8.4. Продолжительность прогулки определяется образовательным упреждением в
зависимости от климатических условий и погодных условий.
8.5. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня
предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для
приема пищи и сна.
8.6. Информация о сокращении времени или отмены прогулок на свежем воздухе в зимний
период доводится до сведения родителей (законных представителей) и размещается на
информационных стендах во всех возрастных группах.
8.7. Отмена прогулок с обучающимися возможна в следующих случаях:
1) в соответствии с пунктом 8.4 настоящего Положения;
2) при получении информации от Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) о штормовом предупреждении;
3) при наличии неблагоприятных погодных условий (гроза, град, дождь, гололедица),
создающих угрозу жизни и здоровью воспитанников.
8.8. В случае отмены прогулок (погодные условия и др. причины) с обучающимися
организуется совместная образовательная деятельность, компенсирующая недостаток
двигательной активности, в помещениях образовательного учреждения.
9. Требования к организации экскурсий и прогулок за пределами участка
образовательного учреждения
9.1. Планирование прогулок за пределы участка начинают со старшей группы.
9.2. Содержание прогулок определяется основной образовательной программой ОУ.
9.3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место
прогулки, маршрут следования, который согласовывается с заведующим образовательного
учреждения. Маршрут движения группы должен предусматривать, как можно меньшее
число пересечений проезжей части и использование только регулируемых переходов.
9.4. Ответственное лицо по охране труда в образовательном учреждении проводит целевой
инструктаж с записью в Журнале инструктажа по организации прогулок и экскурсий за
пределы участка детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, так же
согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку (экскурсию).
9.5. У родителей (законных представителей) письменное согласие о выходе ребенка за
пределы ГБДОУ.
9.6. Заведующий ГБДОУ издает приказ о выходе за территорию, в котором указывается
цель выхода, время выхода и возвращения, Ф.И.О. сопровождающих детей и их
ответственность за жизнь и здоровье детей. К приказу прикладывается список
воспитанников и маршрут движения.
9.7. Перед проведением целевой прогулки (экскурсии) проводится обязательный
инструктаж детей.
9.8. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из
расчета один взрослый на 15 детей. При этом количество сопровождающих группу
взрослых не может быть менее двух. Один из сопровождающих назначается старшим.
9.9. Дети по какой либо причине оставшиеся в группе ОУ, по распоряжению заведующего
образовательного учреждения должны находиться под присмотром определенного
работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
9.10. Перед началом движения на обучающихся надеваются сигнальные светоотражающие
жилеты.
Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в
руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
9.11. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
9.12. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть
обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
9.13. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь
правой стороны.
9.14. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы
растянувшийся строй сгруппировался.
9.15. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным
переходам.
9.16. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по
разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только
одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через
проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим
ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными
флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части
сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую
часть после последней пары детей.
9.17. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных
переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода
сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными
флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и, только убедившись, что их сигналы
восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают
проезжую часть после последней пары детей.
9.18. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или
перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов
при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть
разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без
разделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее,
становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных
средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду,
разрешающую начало перехода.
9.19. Избегать прогулок по улицам с большим движением.
9.20. По окончании прогулки, экскурсии проверить наличие воспитанников, сообщить
заведующему образовательного учреждения о возвращении, расписаться в журнале.
10. Требования к маршруту выхода на прогулку и закреплению прогулочной площадки
за группами
10.1. Каждая группа образовательного учреждения имеет закрепленную прогулочную
площадку для утренней и вечерней прогулки.
10.2. В случае проведения продолжительных ремонтно-строительных работ на одной из
прогулочных площадок допускается временное изменение закрепленных прогулочных
площадок на основании приказа заведующего образовательным учреждением с
разработкой необходимой документации, определенной пунктами 10.1 настоящего
Положения.
11. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его заведующим
и действует до утверждения нового Положения. Контроль за правильным и
своевременным исполнением настоящего Положения возлагается на руководителя
ДОУ.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Мартынюк Анна Владиславовна, ЗАВЕДУЩИЙ
09.09.25 14:43 (MSK)
Сертификат 8A333181DA5575D22243C340B1E13861