Программа воспитания. Выписка из ОП ДО

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
Приморского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга)

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
ГБДОУ детский сад № 1
Приморского р-на СПб
Приказ № 62 от 31.08.2023
Мартынюк А.В.

СОГЛАСОВАНА
Советом родителей
Протокол №1 от 01.09.2023

Программа воспитания
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №1 Приморского района Санкт- Петербурга
(выписка из ОП ДО ГБДОУ детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга)

2023 г.

Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» Программы, разработана в соответствии с Федеральной программой
воспитания (п.29) раздела III «Содержательного раздела ФОП ДО, раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России).
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный, содержание которых
представлено в таблице 11 цитированием содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста Федеральной
рабочей программы воспитания ФОП ДО.
2.1.4.I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ФОП ДО
№ п.п.
стр.
Общая цель воспитания
29.2.1.1
стр.174-175
личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1
формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах
поведения;
2
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3

становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и
правилами.

Общие задачи воспитания:
29.2.1.2
стр.175
1
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести;
3
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
4
осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей
Направление воспитания
29.2.2.
стр.175
1

Патриотическое направление воспитания

29.2.2.1

стр.175

Цель

Ценности:

содействовать формированию у ребенка личностной
позиции наследника традиций и культуры,
защитника Отечества и творца (созидателя),
ответственного за будущее своей страны

Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство
патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России, своему краю, малой родине,
своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности,
ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого
бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие
своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
«патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей
семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем – на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
2
Духовно-нравственное направление воспитания
29.2.2.2.
стр.175
Цель
Ценности:
формирование способности к духовному развитию, жизнь, милосердие, добро
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в
детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном
аспектах.
3
Социальное направление воспитания
29.2.2.3.
стр.176
Цель
Ценности:
формирование ценностного отношения детей к семья, дружба, человек и сотрудничество
семье, другому человеку, развитие дружелюбия,
умения находить общий язык с другими людьми
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща,
подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового

отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная
социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и
идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура п оведения в своей
основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения
4
Познавательное направление воспитания
29.2.2.4.
стр.176
Цель
Ценности:
формирование ценности познания
познание
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным
условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное
развитие ребенка.
Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное,
эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
5
Физическое и оздоровительное направление воспитания
29.2.2.5.
стр.176
Цель
Ценности:
формирование ценностного отношения детей к жизнь и здоровье
здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими
навыками
и
правилами
безопасности.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения
к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
6
Трудовое направление воспитания
29.2.2.6
стр.177
Цель
Ценность:
формирование ценностного отношения детей к труд
труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд п остепенно

приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
7
Эстетическое направление воспитания
29.2.2.7
стр.177
Цель
Ценности:
способствовать становлению у ребенка ценностного культура, красота
отношения к красоте
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие
у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности
влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает
его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и
взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания детей
29.2.3.1. стр.178
29.3.2.
стр.179
Направление
Ценности
Целевые ориентиры детей
Целевые ориентиры детей на этапе завершения
воспитания
раннего возраста (к трем годам)
освоения программы
Патриотическое
Родина,
Проявляющий привязанность к Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране
природа
близким
людям,
бережное – России, испытывающий чувство привязанности к родному дому,
отношение к живому
семье, близким людям.
Духовно
Жизнь,
Способный понять и принять, что Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять
нравственное
милосердие,
такое «хорошо» и «плохо».
заботу. Самостоятельно различающий основные отрицательные и
добро
Проявляющий сочувствие, доброту. положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях морального выбора.
Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и
уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Социальное
Человек,
Испытывающий
чувство Владеющий основами речевой культуры.
семья,
удовольствия в случае одобрения и Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать
дружба,
чувство огорчения в
случае собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и
сотрудничество неодобрения со стороны взрослых. сверстниками на основе общих интересов и дел.
Проявляющий интерес к другим Проявляющий ответственность за свои действия и поведение;
детям и способный бесконфликтно принимающий и уважающий различия между людьми.
играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении.
Познавательное

Познание

Физическое и
оздоровительное

Здоровье,
жизнь

Проявляющий
интерес
окружающему миру.
Любознательный,
активный
поведении и деятельности

к Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах
в деятельности и в самообслуживании.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей
Понимающий ценность жизни и Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами
здоровья, владеющий основными укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание,
способами укрепления здоровья - утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного
физическая культура, закаливание, поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению
утренняя
гимнастика,
личная собственного здоровья и здоровья окружающих.
гигиена, безопасное поведение и Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм,
другое; стремящийся к сбережению стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые
и
укреплению
собственного качества
здоровья и здоровья окружающих.
Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности.
Проявляющий
интерес
к Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха.
физическим
упражнениям
и
подвижным играм, стремление к
личной и командной победе,
нравственные и волевые качества

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения
порядок в окружающей обстановке. к людям труда, результатам их деятельности.
Стремящийся помогать старшим в Проявляющий трудолюбие при
доступных трудовых действиях
самостоятельной деятельности.

выполнении

поручений

и

в

Стремящийся к результативности,
самостоятельности,
ответственности
в
самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование,
лепка,
художественный
труд,
детский дизайн и другое).
Эстетическое

Культура и
красота

Проявляющий
эмоциональную Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
отзывчивость
на
красоту
в поступках, искусстве.
окружающем мире и искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах
Способный
к
творческой деятельности.
деятельности
(изобразительной,
декоративно-оформительской,
музыкальной,
словесно-речевой,
театрализованной и другое).

2.1.4.2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
29.3
стр.181
Содержание данного раздела рабочей программы воспитания представлено в части, формируемой участниками образовательных отношений
«Содержательного раздела» Программы в соответствии с рекомендуемой структурой федеральной рабочей программы воспитания ФОП ДО.
Уклад ГБДОУ №1
29.3.1
стр.181

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции
региона и образовательного учреждения, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду,
деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни
образовательного учреждения.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками,
родителями, педагогами и другими сотрудниками образовательного учреждения).
Программа Воспитания ГБДОУ детского сада №1 реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства
при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно- значимые виды совместной деятельности. Уклад ГБДОУ
детского сада №1 направлен на сохранение преемственности принципов воспитанияс уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
-Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения.
-Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
-Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
-Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных
отношений: руководителя Образовательной организации (Мартынюк А.В.), воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения Образовательной организации.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в Образовательной организации, нормы и традиции,
психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и
педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационноепространство и нормы общения
участников образовательных отношений в социальных сетях.
Для реализации Программы Уклад целенаправленно проектируется командой Образовательной организации и принят всеми участниками
образовательных отношений.
Уклад описан в следующих документах государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1
Приморского района Санкт- Петербурга:
1) ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности ГБДОУ:
-Устав Образовательной организации;
-Локальные нормативные акты, в том числе «Правила внутреннего трудового распорядка», «Правила внутреннего ра спорядка обучающихся»,
«Кодекс этики сотрудников ГБДОУ детского сада №1 Приморского района Санкт- Петербурга»; миссия, политика Образовательной
организации);
-Внутренняя символика ГБДОУ детского сада №1 (корпоративная этика в одежде, эмблема организации, э мблемы и портфолио групп и
педагогов, названия групп, традиции групп и другое).

2) отражение ценностно-смыслового наполнения во всех форматах жизнедеятельности ГБДОУ: специфике организации видов деятельности;
обустройстве развивающей предметно-пространственной среды; организации режима дня; разработки традиций и ритуалов ГБДОУ детского
сада №1, праздниках и мероприятиях.
3) обеспечение принятия Уклада всеми участниками образовательных отношений:
-должностные инструкции сотрудников Образовательной организации (ГБДОУ детского сада №1), «Положение о взаимодействии с семьями
воспитанников»,
-Договоры о сотрудничестве и сетевом взаимодействии с социальными партнерами ГБДОУ детского сада №1.
Основные характеристики уклада ГБДОУ детского сада №1:
Цель и смысл деятельности образовательного учреждения, его миссия
Создание современного образовательного пространства дошкольного учреждения, обеспечивающее равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Обеспечение современного качества дошкольного образования соответствующим потребностям и интересам общества, государства, сем ьи.
Миссия дошкольного учреждения: обеспечение качественного образования для всестороннего гармоничного развития детей раннего и
дошкольного возраста, сохранение и укрепление их физического, психического и социального здоровья, последующего благоприятного перехода на
новый образовательный уровень и успешной интеграции в социуме с учетом запросов заказчиков образовательных услуг.
Принципы жизни и воспитания в ГБДОУ детском саду №1
Методологической основой Программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция
Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном
законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образованиив Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о
сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически
детских видов деятельности».
Программа руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС дошкольного образования.
Программа построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
-принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание
взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
-принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
-принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности
Санкт-Петербурга;
-принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить
его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможностьследования идеалу в жизни;

-принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
-принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
-принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в Укладе, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия участников образовательных
отношений в области воспитания:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие воспитанников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через реализацию в образовательной организации праздничного событийного календаря,
который объединяет детей, педагогов и родителей яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация и проведение социальных акций и волонтерских проектов воспитанников, педагогов и родителей как предмета совместной заботы и
взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы образовательной организации является ключевые моменты праздничного событийного календаря,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого праздничного события или проекта и большинства используемых для воспитания других совместных проектов педагогов,
родителей и воспитанников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов (с учетом возрастных возможностей воспитанников);
- в образовательной организации создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах
(от пассивного наблюдателя до организатора (участника – для яслей));
- в проведении общих для учреждения проектов отсутствует соревновательность между группами, поощряется конструктивное межгрупповое и
межвозрастное взаимодействие воспитанников в рамках ограничений, наложенных санитарным законодательством, а также их социальная
активность (кроме групп раннего возраста);
- педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках групп, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в образовательной организации является воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Образ ГБДОУ детского сада №1, ее особенности, символика, внешний имидж

Особенности организации воспитательного процесса в ГБДОУ детский сад №1
Специфика расположения Образовательной организации. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
Приморского района Санкт- Петербург расположен в центральной исторической части Приморского района, при этом район активно застраивается
новыми современными домами. В связи со спецификой расположения для образовательного учреждения актуальными являются такие направления
воспитывающей среды, как: «Организация предметно-эстетической среды» (работа в рамках проектов «Друзья по переписке» и газета «Избушкины
новости», организация выставок, организация мини- музеев ДОУ , а также постоянное участие сотрудников и воспитанников в районных и
городских конкурсных проектах позволяет оформлять ОУ картинами и постерами).
Особенности социального окружения Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 Приморского
района Санкт- Петербурга.
В непосредственной близости от образовательного учреждения располагаются зона интенсивного жилищного строительства, зона традиционной
исторической застройки, социальные учреждения района и т.д., ГБОУ школа №58, которая направлена на образование детей инофонов, все это
определяет социальную специфику контингента воспитанников. В связи со спецификой особенностей социального окружения востребованными
оказываются проекты, направленные на:
патриотическое воспитание (создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности; социальную и культурную адаптацию детей, в том числе детей из семей мигрантов),
духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей (развития у детей нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в
выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных), воспитание
уважения к культуре, праздникам, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
эстетическое и познавательное воспитание - на приобщение детей к культурному наследию (эффективное использование уникального российского
культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и мультипликационного (с 5 лет),
приобщение дошкольников к детским классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства
и литературы (кроме групп раннего возраста), создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, (организация минимузеев).
Источники положительного или отрицательного влияния на детей
Положительное влияние на процесс воспитания оказывают следующие формы работы: посещения сетевых партнеров (библиотеки, учреждения
дополнительного образования детей, учреждения культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения), участие в районных социальных акциях и
районных играх, районная конкурсная активность, традиции участия в волонтерских проектах района, и т.д.
Отрицательное влияние на процесс воспитания оказывают: увлечение родителей ранним и зачастую бесконтрольным приобщением
дошкольников к средствам массовой информации, гаджетам, бесконтрольный доступ в Интернет в семье, низкий культурный уровень семей
воспитанников, наличие большого количества семей-мигрантов, низкая социальная активность родителей, активное противодействие части

родителей гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в образовательной организации, вредные привычки у членов семей
воспитанников.
Значимыми партнерами ГБДОУ детского сада №1 в воспитательной работе являются:
ГБУ ДППО ИМЦ «Информационно-методический центр» Приморского района;
Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж Плюс»; НИИ Славянской Культуры; Школы; Библиотеки; Музеи;
Поликлиники; Учреждения спорта; Учреждения социальной сферы и т.д.
Особенности контингента воспитанников:
Воспитанники в возрасте от 1,6 года до 7 лет. Все группы общеобразовательной направленности. Имеются группы раннего возраста.
Организована работа логопедического пункта.
Символика ДОУ - это Планета детства (слоганы и фото). Все портфолио групп и педагогов отвечают данной символике, а также элементы
корпоративной одежды сотрудников ДОУ, оформление официальной страницы ВК и проекты ДОУ. Имидж ДОУ- это результативное участие
педагогов в конкурсных движениях города, а также повышение квалификации сотрудников ДОУ, участие в конкурсах по проектной
деятельности и т.д.
Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам образовательного учрежденияколлектив ДОУ объединен идеей толерантности, уважительного отношения ко всем участникам образовательных отношений.
Ключевые правила образовательного учреждения:
- наличие психолого-педагогической поддержки для родителей детей раннего возраста по вопросам адаптации детей к детскому саду;
- традиции поддержки социальных и праздничных мероприятий района (участие в открытии значимых социальных объектов, памятников,
юбилейных мероприятий);
- инициация районных акций воспитательной направленности («Старость в радость»);
- детско-родительские проекты в области воспитания (газета ДОУ, Друзья по переписке);
-организация развивающей среды (выставки, оформление рекреаций);
-реализация праздничных событий в рамках воспитывающей среды (организация работы в рамках «Празднично- событийного календаря»);
- культурные практики воспитательной направленности (разработка мини- музеев, в том числе виртуальных).
Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в образовательном учреждении. Элементы корпоративной одежды у сотрудников ДОУ. Эмблема
и девиз групп. Портфолио педагогов и воспитателей групп в соответствии с эмблемой группы.
Ритмы жизни (ритуалы, традиции групп)- утренний и вечерний круг, прогулки в рамках экскурсий, празднование дней рождений детей.
Этикет в ДОУ, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения. Нормами этикета в ДОУ выступают: внешний облик,
манера говорить, тембр голоса, уважительное отношение к окружающим.
Особенности РППС, отражающие образ и ценности образовательного учреждения (далее – РППС) отражает федеральную, региональную
специфику, а также специфику ГБДОУ детский сад №1 (далее, ОО) и включает:
-оформление помещений;
-оборудование;
-игрушки.
РППС отражает ценности, на которых строится Программа, способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы Российской Федерации, Санкт-Петербурга и организации.

Среда отражает региональные особенности Санкт-Петербурга.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Среда отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты
членов семей воспитанников, героев ВОВ,представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в
среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции
Санкт-Петербурга.
Вся среда ГБДОУ детский сад №1 - гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек для РППС заведующий и педагоги ДОУ ориентируются на продукцию отечественных и территориальных
производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда образовательного учреждения.
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние,
которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает
этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в
Программе. В ДОУ создана культурная среда, в котором нравственные ценности создают основу для воспитания обучающихся, что отражается
на поведении детей и осознания роли маленького петербуржца.
Матрица формирования уклада образовательного учреждения
№
п/п

1

Шаг

Оформление

Определить
ценностно-смысловое Устав ГБДОУ, правила трудового
наполнение
жизнедеятельности распорядка, правила внутреннего
образовательного учреждения.
распорядка обучающихся, локальные
акты
по
основным
вопросам
организации
и
осуществления
образовательной деятельности.

Деятельность участников образовательных отношений
Администрация образовательного учреждения отвечает за
разработку нормативно-правовых актов.
Сотрудники учреждения, через работу Общего собрания
образовательного учреждения, Педагогического Совета
участвуют в обсуждении и принятии.
Родители (законные представители) высказывают своё
мотивированное мнение через работу в Совете родителей.

2

Отразить
сформулированное
ценностно-смысловое наполнение во
всех форматах жизнедеятельности
образовательного учреждения:
– специфику организации
видов
деятельности;
– обустройство
развивающей
предметно-пространственной среды;
– организацию режима дня;
– разработку традиций и ритуалов;
– праздники и мероприятия.
Обеспечить
принятие
всеми
участниками
образовательных
отношений уклада ГБДОУ.

3

Образовательная
программа
дошкольного образования и (или)
адаптированная
образовательная
программа дошкольного образования,
рабочая программа воспитания

Квалификационные требования
должностям в соответствии
штатным расписанием.

Договор об образовании с родителями
(законными представителями).
Договоры о сотрудничестве
организациями-партнёрами.

Воспитывающая среда ГБДОУ №1

к
с

с

Педагогический коллектив разрабатывает и проектирует
образовательную программу дошкольного образования и
(или) адаптированную образовательную программу
дошкольного
образования,
рабочую
программу
воспитания.
Родители (законные представители) принимают участие в
проектировании части, формируемой участниками
образовательных отношений образовательной программы
дошкольного образования и (или) адаптированной
образовательной программы дошкольного образования,
рабочей программы воспитания.
Педагогические кадры обеспечивают своевременное
повышение квалификации или переподготовки по
необходимости; прохождение аттестации в соответствии
со сроками.
При поступлении в образовательное учреждение между
родителями (законными представителями) и ГБДОУ
заключается договор.
Проектирование совместных проектов с организациямипартнёрами.
29.3.2.
стр. 181

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, раскрывающая ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются:
-условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе;
-условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества;
-условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских
общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда ДОУ предполагает вариативность. Так, в ГБДОУ воспитывающая среда ДОУ раскрывает ценности и смыслы через
следующие направления в работе:
-Организация РППС ДОУ. Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда ГБДОУ детского сада №1 грамотно организована с точки зрения
принципа развития и безопасности детей. РППС ДОУ обогащает внутренний мир воспитанника, способствует формированию у него чувства вкуса

и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком Образовательного учреждения в целом. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой Образовательного учреждения как: экскурсии, проектная деятельность, организация игровой деятельности и т.д.
Работа в данном направлении может быть реализована во всех 5 образовательных областях и предполагает:
-Участие в творческих проектах по благоустройству различных участков территории дошкольного учреждения (например, высадке культурных
растений, оформлению огорода и декоративного оформления клумбы, экологической тропы, оформление музыкального зала к Новому г оду,
оформление физкультурного зала к 23 февраля);
-Диссеминацию успешного педагогического опыта организации мини-музеев;
-Использование игровых пространств ДОУ, например, тематические игровые комнаты, групповые;
-Оформление интерьера помещений образовательного учреждения (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов, сенсорной
комнаты и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок дошкольников
на посещение образовательного учреждения;
-Размещение на стендах образовательного учреждения регулярно сменяемых экспозиций:
периодического издания «Лучик» (газета ДОУ), творческих работ дошкольников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего дошкольников с разнообразием эстетического
осмысления мира;фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательном учреждении (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
-Озеленение территории образовательного учреждения, разбивка клумб, оборудование беседок (огород, экологическая тропа),
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий;
-Оформление событийного дизайна – оформление пространства проведения конкретных событий (календарь праздников, церемоний, творческих
вечеров, выставок, собраний и т.п.);
-Совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой символики образовательного учреждения (флаг, гимн, эмблема, логотип,
элементы формы спортивной команды образовательного учреждения и т.п.), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты
жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общих дел и иных происходящих в жизни
образовательного учреждения знаковых событий;
-Акцентирование внимания дошкольников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции, почта ДОУ) на
важных для воспитания ценностях образовательного учреждения, ее традициях, правилах;
-Создание виртуальных мини- музеев для ознакомления с ними большего количества людей.
-Индивидуальная работа с воспитанниками по организации мини- музеев;
-Индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по оснащению РППС группы и ДОУ в целом.
-Празднично- событийный календарь (с учетом дат календарного плана ОП).
Праздничный событийный календарь является одной из основ тематического планирования в дошкольном образовании, который включает в себя
помимо собственно праздников, праздничные события, творческие проекты, культурные практики, приуроченные к памятным датам, что позволяет
мотивировать дошкольников.
В рамках данной работы воспитанники знакомятся с российским культурным наследием. Работа может быть реализована во всех 5 образовательных
областях.

Результатами могут стать:
-Реализация мероприятий в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам российской
федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на текущий учебный год, утверждаемого Министерством просвещения
Российской Федерации;
-Участие учреждения в региональных праздниках и праздничных событиях;
-Участие учреждения в районных праздниках и праздничных событиях;
-Показ открытых праздничных мероприятий на уровне района;
-Планирование и проведение традиционного праздничного событийного цикла образовательного учреждения, уточненного на учебный год в плане
работы учреждения;
-Разработка развивающей предметно-пространственной среды в рамках «Праздничного событийного календаря» (создание коллекций, костюмов,
атрибутов, декораций, разработка праздничной полиграфии (афиши, программки, буклеты, газета ДОУ);
-Реализация праздничного событийного календаря в плане работы учреждения на учебный год (проведение праздников, утренников, праздничных
событий, культурных практик, проектов);
-Создание мини-музеев праздничной субкультуры (например, музей ВОВ, мини- музей «Народной игрушки»);
-Создание игрового пространства для тематических сюжетно-ролевых игр («Музей», «Театр»);
-Индивидуальная работа с воспитанниками по подготовке к праздникам и праздничным событиям;
-Индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по подготовке к праздникам и праздничным событиям;
-Использование праздничной субкультуры в индивидуальной коррекционной работе.
-Использование праздничной субкультуры в летний оздоровительный период.
В этих направлениях происходит реализация условий для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру,
другим людям, к себе, для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского
общества, для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских
общностях, включая разновозрастное детское сообщество.
Общности дошкольного образовательного учреждения

29.3.3

стр. 182

Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях,
определяющих цели совместной деятельности
Профессиональное сообщество – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое
всеми сотрудниками образовательного учреждения, разделяющими ценности, которые заложены в основу рабочей программы воспитания.
Инструментом единства профессиональной общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности педагогов и сотрудников.
Воспитатель, а также другие сотрудники ДОУ должны:
-быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
-мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

-поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
-заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
-содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться,
проявлять внимание к заболевшему товарищу;
-воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость,
щедрость, доброжелательность и пр.);
-учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
-воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Цель и ценность данного сообщества состоит в том, чтобы способствовать организации рефлексии профессиональной деятельности педагогов и
мотивировать педагогов на дальнейшее профессиональное становление. С это целью создан кодекс этики ДОУ, проводятся тренинги, консультации,
организована модель наставничества в ДОУ.
Профессионально-родительское сообщество включает сотрудников образовательного учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников,
которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в образовательном учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в образовательном
учреждении. Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка позволит выявить и в дальнейшем создать условия,
которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Цель и ценность данного сообщества состоит в укреплении связей с семьей, в популяризации детского сада и значимости совместной работы с
родителями (законными представителями). В ДОУ организованы традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.
Детско-взрослая общность объединяет сотрудников образовательного учреждения, взрослых членов семей и дошкольников. Для общности
характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем
правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Цель и ценность данного сообщества состоит в организации работы ДОУ в соответствии с потребностями и желаниями всех участников
образовательных отношений. В ДОУ, в том числе, предусмотрены события и праздники, а также проектная деятельность.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и
его успешность в том или ином сообществе. Воспитатель формирует и развивает в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, стремление
и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В образовательном учреждении создаются условия для
обеспечения возможности взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
Цель и ценность данной общности состоят в организации работы в ДОУ, направленной на формирование единого образовательного пространства.
Для этого с детьми проводятся мероприятия по ознакомлению с правилами общения друг с другом, с детьми других групп в рамках досугов и
мероприятий ДОУ.
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. Одним из видов детских общностей являются
разновозрастные детские общности. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими
детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражанияи приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и
образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду
направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс профессиональной этики и поведения:
-педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
-улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
-педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
-педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
-тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
-уважительное отношение к личности воспитанника;
-умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
-умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
-уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
-умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях
воспитанников;
-умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
-умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
-знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

-соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Задачи воспитания в образовательных областях
№ п.п.
29.3.4.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социально- 3)
коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро»,
«Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач
нескольких направлений воспитания. То есть область «Социальнокоммуникативного развития» соотносится с патриотическим, духовнонравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания.
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
-воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю,
своей стране;
-воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным
представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
-воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России;
-содействие становлению целостной картины мира, основанной на
представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
-воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
активной личностной позиции;
-создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
-поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
-формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам
своего труда и труда других людей.

ссылка ФОП ДО
стр.
стр.182
стр.183

Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное 4)
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья»,
«Познание», «Родина» и «Природа».
То есть область «Познавательного развития» соотносится с патриотическим и
познавательным направлениями воспитания, что предполагает:
-воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения
образования для человека, общества, страны;
-приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и
достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
-воспитание уважения к людям - представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
-воспитание уважительного отношения к государственным символам страны
(флагу, гербу, гимну);
-воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края,
родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.

стр.183

Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое 5)
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура»,
«Красота». То есть область «Речевого развития» соотносится с социальным и
эстетическим направлениями воспитания, что предполагает:
-владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе
правила и нормы культурного поведения;
-воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать
красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном
языке).

стр.184

Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно- 6)
эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Красота», «Культура», «Человек», «Природа». То есть область
«Художественно- эстетического развития» соотносится с эстетическим
направлением воспитания, что предполагает:
-воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к
различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового,
социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства
(в соответствии с возрастными особенностями);
-приобщение к традициям и великому культурному наследию российского

стр.184

народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия
ценностей "Красота", "Природа", "Культура";
-становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира
ребенка;
-формирование целостной картины мира на основе интеграции
интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
-создание условий для выявления, развития и реализации творческого
потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его
готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми
(детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое 7)
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье».
То есть область «Физического развития» соотносится с физическим и
оздоровительным направлениями воспитания, что предполагает:
-формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье
и физической культуре;
-становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу
жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию
организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами;-воспитание
активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.

стр.184

Формы совместной деятельности в образовательной организации

стр.185

29.3.5

Работа с родителями (законными представителями) строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения дошкольного образовательного учреждения.
Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями направлена на содействие
развития культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего
опыта воспитания детей в семьях; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и работающих с детьми, создание условий для просвещения и консультирования родителей по психологопедагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
В процессе воспитательной работы в ГБДОУ детский сад №1 используются различные формы работы для построения сотрудничества
педагогови родителей (законных представителей), а именно:
-участие представителей родительской общественности образовательной организации в районных конкурсах и соревнованиях;

-участие представителей родительской общественности в Совете родителей (законных представителей) участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
-участие представителей родительской общественности в Родительских днях, во время которых родители могут посещать он-лайн или офф-лайн
занятия и праздничные события для получения представления о ходе образовательного процесса в образовательной организации;
-помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;
-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
-участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
-родительские собрание;
-педагогические лектории;
-родительские конференции;
-круглые столы;
-индивидуальные консультации;
-родительские клубы, клубы выходного дня;
-мастер-классы;
-деятельность в рамках работы по оснащению РППС и «Празднично- событийного календаря»;
-деятельность в рамках проектной деятельности ГБДОУ детского сада №1.
События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного
опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация,
и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества, в котором педагогическая команда проектирует работу всего учреждения, каждой группы в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком. Сюда относятся:
Проекты воспитательной направленности (мини- музеи ДОУ, проект «О дружбе» (мини- музей «Моя Россия», проект «Избушкины новости», проект
«Друзья по переписке»);
праздники – в рамках празднично- событийного календаря и запланированных праздничных мероприятий в рамках календарно- тематического
планирования, с учетом календарного плана воспитательной работы;
Общие дела- совместная деятельность по проектам ДОУ, участие в праздничных мероприятиях ДОУ, открытые мероприятия в рамках праздничнособытийного календаря;
Ритмы жизни (ритуалы, традиции групп)- утренний и вечерний круг, прогулки в рамках экскурсий, празднование дней рождений детей;
Режимные моменты – в рамках режима дня в группах раннего возраста и группах для детей дошкольного возраста: прием пищи, подготовка ко сну

и прочее);
Свободная игра под руководством взрослого.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной
работы ГБДОУ детский сад №1, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ГБДОУ детский сад№1 возможно в следующих формах:
-разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль (с участием педагогов, по возможности
родителей, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
-проектирование встреч, общения детей со
старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно- значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
-создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с организацией выставки рисунков в мини- музее ВОВ, «Театр
в детском саду» – показ спектакля для детей ДОУ и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в
целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка
по освоению Программы ДОУ, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ГБДОУ детском саду №1 можно отнести:
-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
-социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
-чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов
наизусть;
-разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки, в том числе на материале тем мини- музеев ДОУ;
-рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
-организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное в рамках событий праздничнособытийного календаря);
-экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию, в мини- музеи ДОУ), посещение спектаклей, выставок;
-игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
-демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога (в том числе в процессе открытых мероприятий ДОУ),
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ГБДОУ
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и других участников образовательных
отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
-знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО (мини- музей «Моя Россия», уголки в группах для детей старшего дошкольного

возраста ДОУ);
-компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО
(мини- музей «Моя Россия» мини- музеи групп);
-компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность (методическая разработка на тему «Экологическая тропа
ГБДОУ №1);
-компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности (развивающая среда групп, музыкального зала
и физкультурного зала ДОУ);
-компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей (мини- проекты групп «Альбом моей семьи»,
«Кто это на фотографии?»);
-компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий,
раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
-компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства
(трудовые поручения в группах, трудовые поручения на огороде и станциях экологической тропы);
-компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической
культуры и спорта;
-компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа (мини- музеи ДОУ).
Вся среда ГБДОУ детский сад №1 - гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек участники образовательных отношений ориентируются на продукцию отечественных и территориальных
производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и иметь
документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
-участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные,
праздники, акции, в том числе благотворительные, торжественные мероприятия и тому подобное);
-участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках проектной деятельности;
-проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
-реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и
педагогами с организациями-партнерами.
Современный образовательный ландшафт региона представлен разнообразием социальных партнёров, возможностью механизмов сетевого
взаимодействия. Это не только обогащает содержание образования и воспитания, но создаёт возможности для формирования моделей непрерывного
развития всем участникам образовательных отношений: детям нормативно развивающимся и детям с ограниченными возможностями здоровья,
педагогам и родителям.
2.1.4.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
29.4.
стр. 188-189

Содержание организационного раздела рабочей программы воспитания раскрывает общие требования к условиям её реализации:
Кадровое обеспечение воспитательного процесса ГБДОУ детского сада №1
Таблица: Разделение функционала, связанного с организацией и реализацией
Название
группы Приоритетные
должностей / должности
направления
воспитательной
работы
Специалисты методической Все
направления
службы
(Старший воспитательной работы
воспитатель) Воспитатель группы раннего Все
направления
возраста
воспитательной работы

Воспитатель
группы
дошкольного возраста

Все
направления
воспитательной работы

Музыкальный руководитель

Патриотическое,
духовно- нравственное,
социальноеэстетическое
направления
Патриотическое,
духовно- нравственное,
социальное- физическое
и
оздоровительное
направления
Познавательное
направление

Инструктор по физической
культуре

Специалисты
коррекционного
блока
(учитель-логопед
или
специалисты ППМС центра
по договору
Специалисты
Эстетическое

воспитательного процесса.

Приоритетные направления
воспитывающей среды

Использование социальных партнеров

Планирование содержания и
методическое сопровождение
реализации всех направлений
воспитывающей среды
Реализация
направлений
воспитывающей
среды,
рекомендованных для групп
раннего возраста
Реализация
направлений
воспитывающей
среды
в
соответствии с возрастной
спецификой группы
Реализация
направлений
воспитывающей
среды
в
соответствии со спецификой
специалиста

ГБУ ДППО ИМЦ «Информационно-методический центр»
Приморского района;

Реализация
направлений
воспитывающей
среды
в
соответствии со спецификой
специалиста

Учреждения спорта, учреждения здравоохранения, учреждения
культуры.

Направление воспитывающей
среды:
«Праздничный
событийный
календарь»

ГБУ ДППО ИМЦ «Информационно-методический
Приморского района;
специалисты обслуживающей поликлиники

Направление воспитывающей

-

Обслуживающая поликлиника, образовательные организации
района

Районные
библиотеки,
учреждения
дополнительного
образования, учреждения культуры и спорта, образовательные
организации района, обслуживающая поликлиника, социальные
организации района.
Учреждения культуры, музыкальные школы, учреждения
дополнительного образования, частные организации культуры.

центр»

административнохозяйственной
службы
(завхоз,
заместитель
заведующего по АХР/АХЧ)
Помощники воспитателей
Все
направления
воспитательной работы

среды:
«Организация
предметно-эстетической
среды»
Направления воспитывающей среды:
«Праздничный
событийный календарь»
«Организация
предметноэстетической среды»

Обеспечение повышения квалификации педагогических работников ГБДОУ детский сад №1 по вопросам воспитания, психологопедагогического сопровождения детей, детей с ОВЗ, сирот и опекаемых, с этнокультурными особенностями и т.д. проводится в рамках плана
повышения квалификации Образовательной организации на учебный год, включенного в Годовой план Образовательной организации в
соответствии с реализацией проекта Программы развития Образовательной организации «Кадровый потенциал».
К планированию содержания Программы и ее реализации на постоянной основе в соответствии с договором о сотрудничестве могут привлекаться
специалисты ГБУ ДППО ИМЦ «Информационно-методический центр» Приморского района.
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Для реализации программы воспитания в ГБДОУ детском саду №1 используется, в том числе, практическое руководство "Воспитателю о
воспитании", представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф.,в котором представлены решения на
уровне ГБДОУ детского сада №1 по принятию, внесению изменений в должностные инструкции педагогов по вопросам воспитательной
деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными партнерами,
нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности (при необходимости). Могут быть представлены ссылки на локальные
нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
Нормативно- методическое обеспечение программы представлено следующими документами:
1. Программой Развитие на 2021-2025 гг. Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 Приморского
района Санкт- Петербурга.
2. Должностными инструкциями заместителя заведующего по АХР, воспитателя, старшего воспитателя, учителя- логопеда, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре, помощников воспитателей.
3. Договорами о сотрудничестве следующих организаций:
ГБУ ДППО ИМЦ «Информационно-методический центр» Приморского района;
Дворец творчества детей и молодежи «Молодежный творческий Форум Китеж Плюс»;
НИИ Славянской Культуры;
Школы;
Библиотеки,
Музеи;
Поликлиники;
Учреждения спорта;

Учреждения социальной сферы и т.д.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей
По своим основным задачам воспитательная работа в ГБДОУ детском саду №1 не зависит от наличия (отсутствия) у ребенка особых образовательных
потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ГБДОУ детском саду №1 лежат традиционные ценности российского общества. Созданы особые условия
воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов и так далее), одаренные дети и
другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию
развития.
Программа воспитания предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми
категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому
ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются
особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, с учетом
необходимости развития личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации,
сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей
развития и образовательных потребностей ребенка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные
условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями.
Инклюзия является ценностной основой Уклада Образовательной организации (ГБДОУ детский сад №1) и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне Уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие,
взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми
участниками образовательных отношений в ГБДОУ детский сад №1.
На уровне воспитывающих сред: Р ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда
Образовательной организации (ГБДОУ детский сад №1) обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни
детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
Календарь событий позволяет участвовать в жизни ДОУ всем воспитанникам.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации

целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей,
в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной
ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Мартынюк Анна Владиславовна, ЗАВЕДУЩИЙ

07.02.24 16:21 (MSK)

Сертификат 9F157660DB2511FE2B62C79D67C376DB


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».