Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга) ПРИНЯТО Общее собрание работников ГБДОУ детский сад № 1 Приморского района Санкт-Петербурга Протокол от №1 от 31.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующий ГБДОУ детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга А.В.Мартынюк Приказ №74 от 01.09.2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 1 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации методической работы (далее – Положение) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №1 Приморского района Санкт-Петербурга (далее – ОУ) разработан в соответствии с пунктом 20 ч. 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью совершенствования методической работы в соответствии с современными требованиями и направлен на: совершенствование методического обеспечения образовательного процесса на основе мониторинга и анализа; развитие творческого потенциала педагогических работников, выявление и обобщение передового педагогического опыта. 1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, формы организации методической работы в ОУ, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. 1.3 Методическая работа понимается как целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на развитие творческого потенциала педагогических работников и, как следствие, на эффективную образовательную работу. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2.1. Целью методической работы является повышение уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников. 2.2. Задачи методической работы: ✓ создание комфортной среды на основе индивидуальной, подгрупповой, групповой и межгрупповой форм работы с обучающимся; ✓ создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и обучающихся и педагогического коллектива; ✓ создание внутрикорпоративной системы повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников; ✓ создание условий для освоения педагогическими работниками новых достижений науки по профилю своей деятельности; ✓ изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта; ✓ формирование у педагогических работников потребности в профессиональном развитии и совершенствовании; ✓ формирование и совершенствование у педагогических работников информационной и коммуникативной компетентности; ✓ оказание педагогическим работникам квалифицированной методической помощи в работе; ✓ повышение качества образовательной деятельности, на основе систематического планового посещения организованных форм образовательной деятельности и их анализа. III. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 3.1. Организация Методической работы – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды педагогического работника, состоящая из частей: - сотрудничество (Педагогический совет, творческие группы); - обучение, наставничество; - профессиональная деятельность. 3.2. Организация Методической работы в ОУ имеет следующую структуру: 3.2.1. Педагогический совет Образовательного учреждения, действующий на основании Положения о Педагогическом совете Образовательного учреждения; 3.2. Временные творческие группы, образующиеся для решения конкретных методических задач и закрепляемые приказами руководителя организации. 3 3. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников ОУ: ✓ внутрикорпоративное повышение квалификации (в том числе, дистанционно); ✓ проблемные Педагогические советы Образовательной организации; ✓ авторские лекции и семинары; ✓ обучающие семинары, в том числе система постоянно действующих семинаров; ✓ методическая подготовка педагогических работников (повышение квалификации); ✓ участие в работе сетевых сообществ района; ✓ мастер-классы; ✓ самообразование по индивидуальной методической теме; ✓ наставничество; ✓ индивидуальная методическая помощь; ✓ создание авторских разработок (рабочих программ, конспектов, картотек игр и др.); ✓ мониторинг затруднений. 3.4. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности: ✓ научно-практические конференции; ✓ пресс-конференции; ✓ групповые консультации; ✓ практические семинары по направлениям деятельности ОУ; ✓ фестивали (например, педагогических технологий); ✓ открытые уроки; ✓ мастер-классы; ✓ творческие отчёты; ✓ презентация авторских разработок; ✓ публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов, сценариев мероприятий и др.; ✓ печатные издания ОУ, в том числе на электронных носителях; ✓ публикации на сайте ОУ; 3.6. Формы информационно-методической работы: ✓ формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно- методической литературы в методическом кабинете Образовательной организации; ✓ обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями; ✓ создание банков программ, авторских разработок; ✓ создание картотек, медиатек; ✓ разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; ✓ работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.); ✓ размещение информации о деятельности методической службы на официальном сайте ОУ; ✓ освещение деятельности педагогических работников в СМИ. 3.7. Формы методической работы подразделяются на: 3.7.1. Индивидуальные: консультации, самообразование, работа над индивидуальной методической темой. 3.7.2. Групповые: ✓ педагогические гостиные (передача знаний, опыта молодым специалистам), ✓ открытые мероприятия. 3.7.3. Коллективные: ✓ педагогические советы, ✓ конкурсы педагогического мастерства, ✓ лекции по различным психолого-педагогическим проблемам, ✓ отчеты по самообразованию в виде докладов, рефератов, дидактических и методических пособий, ✓ обсуждение новейших педагогических методик, технологий, открытых занятий, учебных пособий, УМК, ✓ работа коллектива над общей методической темой. 3.8. Работа по повышению профессионального уровня педагогических работников: 3.8.1. Оказание помощи педагогическим работникам на всех уровнях (от подготовки к образовательной деятельности до организации повышения квалификации). 3.8.2 Функции заместителя заведующего по УВР в повышении профессионального уровня работников: ✓ ведет учет самообразования; ✓ курирует деятельность педагогов по реализации планов самообразования; ✓ оказывает консультативную и методическую помощь. 3.8.2 Итог работы по теме повышения квалификации может быть представлен в форме: доклада; реферата; статьи в журнале; программы; дидактического материала; методического пособия. Форму педагог выбирает добровольно. Весь наработанный материал сдается заместителю заведующего по УВР и является доступным для использования другими педагогами. 3.8.3 Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях. 3.9. По вопросам методической работы для педагогов старшим воспитателем проводятся индивидуальные и групповые консультации в течение года. 3.10. Организации работы по повышению квалификации педагогических кадров проводится по следующим направлениям: 3.10.1. Предоставление педагогическим работникам необходимой информацию по основным направлениям развития обучающихся (программы, педагогические технологии, учебно-методическая литература); 3.10.2. Оказание помощь в подготовке работников к аттестации; 3.10.3. Оказание поддержки в инновационной деятельности; 3.10.4. Стимулирование профессиональной деятельности педагогов: ✓ переподготовка и курсы повышения квалификации; ✓ аттестация; ✓ психолого-педагогические и методические семинары; ✓ мастер-классы; ✓ конкурсы и фестивали педагогического мастерства; ✓ конкурсы и фестивали для обучающихся; ✓ обобщение педагогического опыта: разработка методических рекомендаций, пособий, диагностических материалов; ✓ открытые мероприятия; ✓ методические сообщения; ✓ взаимопосещение образовательной деятельности; ✓ консультации. 3.11. Работа по обновлению содержания и организационных форм образования обучающихся: 3.11.1. Достижение оптимальных результатов качества образования; 3.11.2. Пропаганда деятельности ОУ в СМИ; 3.11.3. Поддержание деловых связей и сотрудничества со школами и учреждениями дополнительного образования, учреждения культуры, спорта, здравоохранения. 3.11.4 Организация инновационной деятельности. 3.11.5. Корректировка и разработка новых локальных актов. 3.11.6. Совершенствование образовательных программ. 3.11.7. Применение в образовательном процессе инновационных методов и форм обучения, авторских разработок ДОО, полученных в ходе работы ДОО в статусе инновационной площадки: праздничные события; встречи; бинарные организованные формы образовательной деятельности и другое. 3.11.8. Привлечение новейших информационных средств обучения: создание видеофильмов, слайд-шоу в работе педагогов информационных технологий, совершенствование официального сайта ОУ. 3.12. Организация работы с молодыми специалистами с целью повышения их профессиональной и методической компетенции: 3.12.1. Оказание помощи и консультации по интересующим вопросам методик дошкольного образования, педагогике, психологии; 3.12.2. Результаты деятельности педагогов и специалистов (методические разработки и дидактический материал оформляются и содержатся в методическом кабинете для использования всеми желающими). 3.13. Методическая работа по взаимодействию семьи и ОУ: 3.13.1. Цель работы с родителями (законными представителями): объединить усилия семьи и ОУ, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-детский сад». 3.13.2. Задачи работы с родителями: ✓ формировать представление родителей (законных представителей) о содержании работы ОУ, направленной на личностно-ориентированное развитие ребенка; ✓ создавать условия для участия родителей (законных представителей) в составлении индивидуальных учебных программ (индивидуальная помощь, консультирование родителей и т.д.); ✓ знакомить родителей (законных представителей) с результатами диагностики ребенка на разных возрастных этапах, перспективой его дальнейшего обучения и воспитания; ✓ оптимизировать работу с родителями (законными представителями) с помощью разнообразных методов и приемов, продолжить традиции семейных мастер-классов; ✓ обучать родителей (законных представителей) конкретным приемам и методам оздоровления, развития ребенка в разных видах деятельности. 3.13.3 Формы связи семьи и детского сада: ➢ коллективная: ✓ общее родительское собрание; ✓ совет родителей (законных представителей); ✓ день открытых дверей; ✓ праздничные события; ✓ выставки творческих работ; ✓ конкурсы; ✓ социальные акции; ✓ электронный журнал; ✓ межгрупповые проекты. ➢ групповая: ✓ родительский комитет группы; ✓ групповое родительское собрание; ✓ беседа; ✓ праздники; ✓ проекты. ➢ индивидуальная: ✓ консультации, ✓ педагогические поручения, ✓ поддержка семей во внешних конкурсах. IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 4.1. Основными участниками методической работы являются: заместитель заведующего по УВР; старший воспитатель, педагогические работники; специалисты; профессиональные сообщества педагогических работников; администрация ОУ. 4.2. Реализация прав участников методической работы ОУ осуществляется через их профессиональные компетенции. В рамках компетенций: 4.2.1. Педагогические работники: ✓ участвуют в работе сетевых профессиональных сообществ; ✓ обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег; ✓ разрабатывают рабочие программы, технологии, приемы и способы работы с обучающимися; ✓ работают по авторским методикам, технологиям, программам, допущенным к использованию решением Педагогического совета ОУ; ✓ составляют индивидуальные планы самообразования, в котором отражают основные направления и содержание работы в области самообразования в соответствии с выбранной методической темой; ✓ работают над самостоятельно выбранной методической темой; ✓ определяют период работы над методической темой; ✓ анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период; ✓ для повышения профессиональных компетенций определяют тему самообразования; ✓ получают методические консультации; ✓ систематически проходят обучение через повышение квалификации; ✓ принимают участие в различных формах методической работы; ✓ принимают участия в профессиональных конкурсах; ✓ предлагают руководителям творческих групп, администрации тематику инновационной, экспериментальной работы; ✓ участвуют в инновационной, экспериментальной работе; ✓ публикуют свои методические разработки в том числе, на официальном сайте ОУ, других ЭОР, разработанных организацией. 4.2.2. Старший воспитатель: ✓ организует, планирует, руководит, анализирует, контролирует методическую работу в организации; ✓ обеспечивает эффективную работу участников методической работы, дает поручения, распределяет обязанности и функции среди участников методической деятельности и контролирует их деятельность; ✓ руководит разработкой методических идей, методик, рабочих программ, технологий и ведет консультативную работу с отдельными педагогическими работниками по проблемам обучения и воспитания; ✓ готовит методические рекомендации для педагогических работников; ✓ готовит проекты решений для Педагогического совета Образовательного учреждения, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с годовым планом; ✓ участвует в экспертной оценке в ходе аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности; ✓ составляет перспективный план повышения квалификации работников Образовательной организации; ✓ организует деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки; ✓ оказывает содействие администрации Образовательной организации в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы; ✓ обосновывает для администрации выбор тематики инновационной работы, исходя из государственного задания Комитета по образованию; ✓ инициирует проведение методических мероприятий; ✓ представляет методический опыт коллег для публикации, для участия в профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения. 4.2.3. Администрация ОУ: ✓ определяет содержание методической работы в соответствии с годовым планом; ✓ определяет и формулирует стратегическую линию развития методической работы ОУ в проектах локальных актах; ✓ контролирует эффективность методической деятельности; ✓ проводит аналитические исследования в области методической работы Образовательной организации; ✓ заключает договорные отношения с образовательными учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования для развития методической работы ОУ; ✓ составляет рейтинг деятельности отдельных педагогических работников; ✓ материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогических работников и педагогического коллектива в целом. 4.3. Обязанности участников методической работы. 4.3.1. Педагогических работников обязаны: ✓ профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями современного инновационного развития России; ✓ проводить открытые мероприятия в соответствии с годовым планом ОУ; ✓ систематически посещать методические мероприятия в районе и городе согласно месячному плану; ✓ стремиться к активному участию в деятельности сетевых сообществ; ✓ участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах; ✓ участвовать в обсуждении решений Педагогического совета ОУ; ✓ анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения; ✓ оказывать содействие администрации ОУ в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.; ✓ соблюдать исполнительскую дисциплину; ✓ пополнять методическую копилку ОУ: публиковать в информационном пространстве и представлять для публикации на официальном сайте и других информационных ресурсах, разработанных ОУ, методические материалы по результатам работы над темами годового плана ОУ; ✓ успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии с приказом руководителя ОУ; ✓ отчитываться (ежегодно) о результатах работы над методической темой, темой самообразования; ✓ посещать открытые уроки, мастер-классы и другие формы корпоративного обучения, соответствующие годовому плану ОУ; ✓ соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах методической работы. 4.3.2. Старший воспитатель: ✓ стимулировать самообразование педагогических работников; ✓ организовывать деятельность педагогических работников в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.; ✓ разрабатывать годовой план ОУ; ✓ анализировать деятельность педагогов и специалистов ОУ; ✓ проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения; ✓ выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и тиражировании. 4.3.3. Администрация ОУ обязана: ✓ создавать благоприятные условия для методической работы, обеспечивая необходимыми материальными и кадровыми ресурсами; ✓ оказывать всестороннюю помощь заместителю заведующего по УВР в методической работы; ✓ использовать эффективные формы стимулирования деятельности педагогических работников и специалистов, отличившихся в методической работе, ✓ изыскивать возможности (материальные и временные) для организации повышения квалификации работников в соответствии с перспективным планом повышения их квалификации. V. ДОКУМЕНТАЦИЯ 5.1. Методическая работа оформляется (фиксируется) в электронном виде, в форме: ✓ протоколов заседаний Педагогических советов ОУ; ✓ Годового плана ОУ; ✓ конспектов и разработок лучших методических мероприятий; ✓ аналитических отчётов о результатах методической работы заместителя заведующего по УВР по итогам года; ✓ аналитических отчётов педагогических работников и специалистов по итогам года; материалах сайта ОУ в разделе «Методическая работа»; материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических работников ОУ (методические пособия, конспекты, аттестационные портфолио и пр.). 5.2 Методическая документация хранится в методическом кабинете ОУ в соответствии со сроками, утвержденными в номенклатуре дел ОУ. 5.3 Ответственность за хранение, обработку, систематизацию методической документации несет заместитель заведующего по УВР. VI.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 6.1 Настоящий Положение действует до замены новым. 6.2 Изменения и дополнения в настоящий Положение принимаются на Педагогическом совете Образовательного учреждения и утверждаются локальным нормативным актов руководителя ОУ. ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Мартынюк Анна Владиславовна, ЗАВЕДУЩИЙ 09.09.2022 09:52 (MSK), Сертификат 1502C900BEADFA9B4C3F5106833A4654