Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 Приморского района
Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТО
На Общем собрании работников
Образовательного учреждения
(протокол от 01.11.2019 № 2)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий детским садом №1
Приморского района
___________ Мартынюк А.В.
(Приказ от 01.11.2019 №103)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 1
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербург
2019 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме разработано для
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 1 Приморского района Санкт – Петербурга (далее – ОУ) на основании Федеральным
Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. N
Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации».
1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм
взаимодействия руководящих и педагогических работников ОУ, осуществляющей
образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения,
развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения.
1.3. Задачами ППк являются:
1.3.1 Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия
решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.3.2.Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся;
1.3.3.Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им
психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения
образования;
1.3.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
1.4. Срок данного Положения в ОУ не органичен, действует до принятия нового или выхода
новых нормативно-законодательных актов.
1.5. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений в
Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом ОУ.
2. Организация деятельности ППк
2.1. ППк создается на базе ОУ любого типа независимо от ее организационно-правовой
формы приказом руководителя ОУ.
Для организации деятельности ППк в ОУ оформляются:
✓ приказ руководителя ОУ о создании ППк с утверждением состава ППк;
✓ положение о ППк, утвержденное руководителем ОУ.
2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1.
Порядок хранения и срок хранения документов ППк должен быть определен в Положении
о ППк.
2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на заведующего ОУ.
2.4. Состав ППк: председатель ППк - заместитель заведующего по УВР, заместитель
председателя ППк – старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, секретарь
ППк (определенный из числа членов ППк).
2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности.
2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе согласно приложение 2.
Протокол ППк ведется в электронном виде и оформляется не позднее пяти рабочих дней
после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.
2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося
и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются
в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по
ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведения заседания.
2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию
(далее - ПМПК) оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение 4).
Представление ППк, на обучающегося, для предоставления на ПМПК выдается родителям
(законным представителям) под личную подпись.
3. Режим деятельности ППк
3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ОУ на обследование
и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике
проведения заседаний.
3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения
(при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся.
3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,
нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной
(положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых
обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с
запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и
руководящих работников ОУ; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
4. Проведение обследования
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого обучающегося.
4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников ОУ с письменного согласия
родителей (законных представителей) (приложение 5).
4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует
членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания
ППк.
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся
назначается ведущий специалист: воспитатель.
Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой
повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы дошкольного образования,
комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации
обучающегося.
5. Содержание рекомендаций ППк по организациипсихолого-педагогического
сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют
рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
✓ разработку образовательной программы дошкольного образования, адаптированной
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми
нарушениями речи);
✓ разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
✓ адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения,
воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному
плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
✓ организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;
✓ другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ОУ.
5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:
✓ проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
✓ разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
✓ адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
✓ другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ОУ.
5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных
представителей).
Приложение 1
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
2. Положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
N
Дата
5. Журнал регистрации
консилиума по форме:
N
Тематика заседания
коллегиальных
ФИО
Дата
обучающегося, рождения
группа
Инициатор
обращения
заключений
Вид консилиума
(плановый/внеплановый)
психолого-педагогического
Повод
Коллегиальное
обращения в
заключение
ППк
Результат
обращения
6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
N
ФИО
Дата
Цель
Причина
обучающегося, рождения направления направле
группа
ния
Отметка о получении
направления родителями
Получено: далее перечень
документов, переданных
родителям (законным
представителям)
Я, ФИО родителя (законного
представителя) пакет
документов получил(а).
"__" ____________ 20__ г.
Подпись:
Расшифровка:
_________________
Приложение 2
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 1 Приморского района Санкт-Петербурга
N ____
от "__" __________ 20__ г.
Присутствовали:
И.О.Фамилия (должность в ОУ, роль в ППк),
И.О.Фамилия (родителя (законного представителя обучающегося (мать/отец)).
Повестка дня:
1. ...
2. ...
Ход заседания ППк:
1. ...
2. ...
Решение ППк:
1. ...
2. ...
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результатыпродуктивной
деятельности обучающегося, и другие необходимые материалы):
1. ...
2. ...
Председатель ППкИ.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
Приложение 3
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 Приморского района Санкт-Петербурга
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума Государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 1 Приморского района Санкт-Петербурга
Дата "__" _____________ 20__ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:Группа:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологомедико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Приложение
(планы
коррекционно-развивающей
работы,
индивидуальныйобразовательный маршрут и другие необходимые материалы):
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
Председатель ППкИ.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
С решением ознакомлен(а) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на) _____________/____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: ____________________
___________________________________________________________________________
______________/____________________________________________________________
(подписьФИО (полностью) родителя (законного представителя)
Приложение 4
Представление психолого-педагогического консилиума
на обучающегося для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
1. дата поступления в ОУ;
2. программа обучения (полное наименование);
3. форма организации образования:
✓ в группе: (комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, и др.);
✓ в форме семейного образования;
4. факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в ОУ): переход
из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины),
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной
организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, повторное обучение,
наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
5. состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
6.
трудности,
переживаемые
в
семье
(материальные,
хроническая
психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт
проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным
поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями
развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад,
плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень
образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
✓
✓
✓
✓
✓
✓
7. Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОУ:
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент поступления в ОУ: качественно в
соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало,
неравномерно отставало, частично опережало).
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в
соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает,
неравномерно отстает, частично опережает).
Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная,
незначительная, неравномерная, достаточная.
Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период
нахождения в образовательной организации (для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).
Динамика освоения программного материала: программа, по которой обучается
ребенок (авторы или название ОП/АОП); соответствие объема знаний, умений и
навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного
образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения).
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
✓
✓
✓
✓
✓
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в
отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает
аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует,
другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного
ответа(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая,
с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся
оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с
ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом).
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом - указать
длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих
занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
Характеристики взросления:
Информация о проведении индивидуальной профилактической работы.
Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения
образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической
работы.
Дата составления документа.
Печать ОУ.
Подпись председателя ППк.
Приложение 5
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
на проведение психолого-педагогического обследования
специалистами ППк
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) __________________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.)рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
"__" ________ 20__ г./___________/_________________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)